Karamatov va AdvokatlarВопросы и ответыУголовное правоОбыск покупателя в супермаркете.
Обыск покупателя в супермаркете.
-
Вопрос
Обыск покупателя в супермаркете.
Если я зашла в супермаркет и на выходе охранники просят меня пройти в служебное помещение для обыска. Мои вещи и меня лично бесцеремонно обыскивают, просят показать содержимое всех карманов. На мой вопрос отвечают, что они имеют право обыскивать, если у них есть подозрение. Правда ли это?
Ответ
В вашем случае охранники супермаркета не правы. Охранник, собственноручно обыскивающий подозреваемого покупателя, превышает свои полномочия и даже совершает уголовное преступление. Охранник может лишь остановить покупателя, назвав причину этого, а затем вызвать милицию.
В соответствии со ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса РУз. ни охранник, ни контролёр, ни администратор торгового предприятия не имеют права на личный обыск, так как это — процессуальное действие. Производить его уполномочен только дознаватель или следователь с участием специалиста и понятых одного пола с обыскиваемым.
Охранник же может провести досмотр. Эта форма проверки отличается тем, что при досмотре человек сам показывает содержимое своих карманов, сумки и пакета. Одна оговорка — если захочет. Когда покупатель отказывается вывернуть карманы или раскрыть сумку — охранник не вправе настаивать и применять силу. Даже если покупателя на воровстве засекли камеры наблюдения или поймали с поличным, охранник всё равно не должен проводить обыск.Это могут сделать вызванные сотрудники милиции, причём по всем правилам. Если же охрана не вызвала полицию, а задержала покупателя, то это квалифицируется как незаконное лишение свободы, и является уголовным преступлением.
Следует отметить, что охрана в магазине всё же обладает определёнными правами. Она имеет право задержать покупателя, даже если лично не видел, как тот что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Вызвать милицию в нештатной ситуации — тоже право охранника. При этом лучше дождаться приезда представителей органов законопорядка. Если подозрения магазинной охраны не подтвердились, у вас будет право пожаловаться на незаконные действия охранников.
И ещё один совет. Если охранник начинает предъявлять вам необоснованные претензии, сразу же спросите у него фамилию (у многих в супермаркетах есть бейджики с указанием имени и фамилии), это пригодится потом при составлении заявления в милицию или в суд для возмещения морального вреда.
Редактор
Вопросы и ответы
Поиск по базе вопросов и ответов
Часто спрашивают
- Зачем нужна лицензия и как ее получить?
- Когда и зачем нужна почерковедческая экспертиза?
- Порядок регистрации фирмы
- Регистрация юридического лица
- Зачем нужна нулевая отчетность?
- Применение аутсорсинга бухгалтерских услуг
- Можно ли вести малый бизнес без штатного бухгалтера?
- Как получить наследство?
- Наследство: кому в первую очередь?
- Как вступить в наследство
Задайте свой вопрос
Пресс-центр
-
10 января 2018
Вынесен на обсуждение проект Государственной программы на 2018 год -
7 декабря 2017
Президент Узбекистана помиловал 2700 осужденных -
6 декабря 2017
С конверсионных карт сняты ограничения -
30 ноября 2017
Cостоялось заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан -
28 ноября 2017
Подписано постановление о праздновании 80-летия со дня рождения Первого Президента Узбекистана
Наши акции
Каждый, обратившийся в АФ «KARAMATOV VA ADVOKATLAR» за любой из наших услуг, имеет право 1 раз в год на получение бесплатной устной консультации по любому интересующему вопросу.
Словарь юридических терминов
Абонент (от фр. abonner - подписываться) —
сторона договора энергоснабжения (потребитель электроэнергии), договора о безвозмездном пользовании вещью (абонент библиотеки и т.п.) или договора о возме-здном оказании услуг (абонент телефонной сети и пр.)