(+998 71) 237-39-19 (+998 90) 999-88-00

Обыск покупателя в супермаркете.

  • Вопрос

    Обыск покупателя в супермаркете.

    Если я зашла в супермаркет и на выходе охранники просят меня пройти в служебное помещение для обыска. Мои вещи и меня лично бесцеремонно обыскивают, просят показать содержимое всех карманов. На мой вопрос отвечают, что они имеют право обыскивать, если у них есть подозрение. Правда ли это?

    Ответ

    В вашем случае охранники супермаркета не правы. Охранник, собственноручно обыскивающий подозреваемого покупателя, превышает свои полномочия и даже совершает уголовное преступление. Охранник может лишь остановить покупателя, назвав причину этого, а затем вызвать милицию.

    В соответствии со ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса РУз. ни охранник, ни контролёр, ни администратор торгового предприятия не имеют права на личный обыск, так как это — процессуальное действие. Производить его уполномочен только дознаватель или следователь с участием специалиста и понятых одного пола с обыскиваемым.

    Охранник же может провести досмотр. Эта форма проверки отличается тем, что при досмотре человек сам показывает содержимое своих карманов, сумки и пакета. Одна оговорка — если захочет. Когда покупатель отказывается вывернуть карманы или раскрыть сумку — охранник не вправе настаивать и применять силу. Даже если покупателя на воровстве засекли камеры наблюдения или поймали с поличным, охранник всё равно не должен проводить обыск.Это могут сделать вызванные сотрудники милиции, причём по всем правилам. Если же охрана не вызвала полицию, а задержала покупателя, то это квалифицируется как незаконное лишение свободы, и является уголовным преступлением.

    Следует отметить, что охрана в магазине всё же обладает определёнными правами. Она имеет право задержать покупателя, даже если лично не видел, как тот что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Вызвать милицию в нештатной ситуации — тоже право охранника. При этом лучше дождаться приезда представителей органов законопорядка. Если подозрения магазинной охраны не подтвердились, у вас будет право пожаловаться на незаконные действия охранников.

    И ещё один совет. Если охранник начинает предъявлять вам необоснованные претензии, сразу же спросите у него фамилию (у многих в супермаркетах есть бейджики с указанием имени и фамилии), это пригодится потом при составлении заявления в милицию или в суд для возмещения морального вреда.

    Редактор

Вопросы и ответы

Поиск по базе вопросов и ответов

Часто спрашивают

Наши акции

Каждый, обратившийся в АФ «KARAMATOV VA ADVOKATLAR» за любой из наших услуг, имеет право 1 раз в год на получение бесплатной устной консультации по любому интересующему вопросу.

Подробнее об этой акции

Словарь юридических терминов

Абонент (от фр. abonner - подписываться) —

сторона договора энергоснабжения (потребитель электроэнергии), договора о безвозмездном пользовании вещью (абонент библиотеки и т.п.) или договора о возме-здном оказании услуг (абонент телефонной сети и пр.)